новость от 01.09.2025
Нижегородские истории: Новый транспорт
К открытию Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в городе появилось немало технических решений. Запустили новый для города транспорт — электрический трамвай. Вагон под названием «Эрликон» привезли из Бельгии. Этот тип вагончика сегодня можно увидеть в Музее электротранспорта.
У первых трамваев не хватало мощности подниматься на склоны. Для этого в городе построили фуникулеры — Кремлевский и Похвалинский. Подъемник у стен кремля уже восстановлен. Фотогеничный вагончик восстановлен по модели XIX в. Фуникулер может доставить вас от верхних башен кремля до гастрономического центра города — улицы Рождественской.
Можно будет погулять по кремлю, спуститься вниз и сразу пообедать хоть в современном ресторане, хоть в старинном купеческом. Или все то же самое, но в обратном порядке: фуникулер ходит в обе стороны. Он работает круглый год и идет около 10 минут. Билеты можно купить на месте или онлайн.
Строительство фуникулера в Нижнем Новгороде — первого в Российской империи — инициировал петербургский инженер и учредитель Общества Финляндского легкого пароходства Рафаил Карлович фон Гартман.
Сразу три подрядчика занялись прокладкой линий электрического трамвая, в их числе — общество фон Гартмана, которое отвечало за запуск ветки на Большой и Малой Покровских улицах, а также линии на Рождественской улице.
Соединить разноуровневые маршруты петербургский инженер предложил не трамваем, а фуникулером: так было экономнее. Городские депутаты поддержали инициативу, и 21 июня 1896 г. нижегородский фуникулер совершил первый рейс.
Работа элеватора — так тогда называли фуникулер — продолжалась даже в годы Гражданской войны. И все же в 1926 г., спустя 30 лет с момента запуска, подъемник остановили. Теперь пассажиров перевозили трамваи новой линии, проложенной по Зеленскому съезду. В советское время тоннель и пути на склоне и вовсе засыпали, а проем в стене кремля заложили кирпичом.
В наши дни стилизованный под старину вагончик может вместить до 40 пассажиров, но ради комфорта гостей на каждый рейс продают в 2–3 раза меньше билетов. Мест для сидения несколько, они расположены в углах, так что ничто не мешает любоваться открывающимся видом и фотографироваться на фоне волжских просторов.
*заметка из цикла «Нижегородские истории» Дины Евгеньевны Фортун, методиста-экскурсовода компании «ВодоходЪ»