новость от 19.05.2025
Нижегородские истории: «Учитель фехтования»
Дворец военного губернатора в Нижнем Новгороде связан с именами многих известных людей: декабристов А. Н. Муравьева и И. А. Анненкова, а также французского романиста А. Дюма, которому в 1858 году устроили здесь прием.
Нижегородским губернатором в ту пору был Александр Муравьев. Бывший военнослужащий, он являлся одним из создателей первой декабристской организации. В 1826 году Муравьева осудили и сослали в Сибирь, затем амнистировали и допустили к государственной службе.
Несмотря на то что Дюма все-таки разрешили приехать в Россию, отношение к нему со стороны власти оставалось настороженным, жандармы следили за каждым его шагом. Позже из этих донесений удалось составить полную картину путешествия знаменитого писателя.
Нижегородскому генерал-губернатору хватило смелости устроить в честь приезда Александра Дюма торжественный прием. В назначенный день французский писатель приехал во дворец губернатора в кремле, где его ждали Александр Муравьев с племянницей, княжны Шуховские, сын историка Карамзина Александр и другие представители нижегородской элиты.
Дюма предупредили, что его ждет сюрприз. Едва он занял свое место, в дверях провозгласили: «Граф и графиня Анненковы». Дюма вздрогнул, ощутив какие-то смутные воспоминания. Тогда губернатор взял его под руку и подвел к вновь прибывшим гостям: «Месье граф и мадам графиня Анненковы, герой и героиня вашего романа “Учитель фехтования”», — представил их Муравьев.
Позже Дюма напишет: «Я вскрикнул от неожиданности и оказался в руках мужа и жены. Это были тот самый Иван и та самая Полин, о приключениях которых рассказал мне Гризье, о приключениях которых я написал роман. Не стоит говорить, что мой герой и моя героиня завладели мною или, скорее, я завладел ими на весь вечер».
Роман «Учитель фехтования» Дюма написал за 18 лет до визита в Нижний Новгород. Историю любви декабриста Ивана Анненкова и парижанки Полины Гебль ему рассказал друг Огюстен Гризье, вернувшийся из Петербурга.
В благодарность за теплый прием Дюма подарил губернатору Муравьеву маленький сапожок-ботфорт, вырезанный из самшитового дерева. Он сохранился до сих пор — в 2002 году сапожок показывали на выставке, посвященной 200-летию Дюма, в Пушкинском музее.
Свои воспоминания о сюрпризе нижегородского губернатора и встрече с Анненковыми Дюма сопровождает рассказом о судьбе романа «Учитель фехтования». Книга была запрещена в России и по этой причине стала очень популярна. Писатель приводит почти анекдотичную историю:
«Княгиня Трубецкая, приятельница царицы, супруги Николая I, мне рассказала, что она однажды была приглашена царицей в ее будуар, чтобы прочесть с ней мой роман. Посреди чтения дверь неожиданно открылась, и вошел Николай I. Трубецкая, исполнявшая роль чтицы, быстро спрятала книгу под подушку. Царь подошёл и, остановившись около своей высочайшей половины, которая задрожала при его появлении, спросил:
— Вы читали, madame?
— Да, государь.
— Хотите, я вам скажу, какую книгу вы читали?
Царица молчала.
— Вы читали “Учитель фехтования” Дюма.
— Откуда вы знаете, государь?
— Это совсем не трудно угадать — ведь это последняя книга, которую я запретил».
Супруги Анненковы жили в Нижнем Новгороде до самой старости, там и были похоронены. Сам же писатель после Нижнего отправился в Казань, потом в Астрахань, а оттуда — на Кавказ. Вернувшись на родину, Дюма поделился своими впечатлениями с читателями. И написал о России целых семь томов.
*заметка из цикла «Нижегородские истории» Дины Евгеньевны Фортун, методиста-экскурсовода компании «ВодоходЪ».
Купить билет