новость от 26.05.2025
Нижегородские истории: «Ковер-самолет»
В наше время в здании губернаторского дома находится Нижегородский художественный музей, коллекция русского искусства. Здесь живет еще одна нижегородская сказка — «Ковер-самолет», картина русского художника Виктора Васнецова, написанная в 1880 году. Сказка ложь, да в ней намек!
Все с детства знакомы со сказочными сюжетами работ Виктора Михайловича Васнецова. Но что зашифровал художник в этой картине?
Все началось с мецената и предпринимателя, мануфактур-советника Саввы Мамонтова. Его домашняя усадьба в Абрамцево в конце XIX века стала центром культурной жизни для представителей всех направлений искусства.
Абрамцевский кружок регулярно радовал новыми работами. Левитан, Нестеров, Поленов, Якунчиков, Римский-Корсаков, Репин, Серов, Врубель прожили в этой усадьбе немало счастливых и плодотворных дней. Частым гостем в Абрамцево был и Виктор Васнецов с братом. Виктор Михайлович писал бытовые и социальные сюжеты, как настоящий передвижник. Но встреча с Саввой Мамонтовым изменила его судьбу.
Мамонтов занимался строительством железных дорог и заказал Васнецову сразу три картины для украшения головного «офиса» компании, кабинета правления Донецкой железной дороги. Так появились легендарный «Ковер-самолет», трогательные «Три царевны подземного царства» (метафора богатств, добываемых в недрах Донецкой земли — золота, драгоценных камней и угля) и яростная «Битва скифов со славянами».
Но, увы: ни одну из этих картин правление компании не одобрило. Мол, слишком сказочный сюжет для такого серьезного предприятия.
Мамонтов в итоге с любовью принял «Ковер-самолет» и повесил у себя дома. Сюжет картины рассказывает историю Ивана Царевича, который в одной из русских сказок отправляется за Жар-птицей, что повадилась воровать яблоки в царском саду. Здесь Иван Царевич возвращается с победой.
Эта картина полна символов. Конечно, Васнецов вкладывал в нее глубокий смысл. Царевич — не просто Иванушка, а покоритель природы, ковер-самолет под ним — символ прогресса. По мнению самого художника, эта композиция должна была выражать свободу и движение. Наводит на размышления и горящая золотым огнем Жар-птица в клетке в руках у Ивана Царевича. Что же за сила закрыта в клетке и готова вырваться наружу? Автор демонстрирует победу добра над злом, света над серостью обыденности, стремление к лучшему будущему, способность человека преодолевать все препятствия и невзгоды.
*заметка из цикла «Нижегородские истории» Дины Евгеньевны Фортун, методиста-экскурсовода компании «ВодоходЪ».
Купить билет